В условиях высокой миграционной активности молодежи в период выбора образовательной траектории актуальной задачей становится выявление взаимосвязи миграционных и образовательных стратегий школьников. На основе отечественного опыта изучения миграционных процессов и данных собственных исследований авторы доказывают первичность миграционных настроений по отношению к выбору образовательной траектории. Показано, что выбор высшего или среднего профессионального образования по-разному проявляется в реализации миграционных установок выпускников. Выбор высшего образования стимулирует, ускоряет отъезд, а получение среднего профессионального образования включает некоторые сдерживающие аспекты, формирует основания для того, чтобы остаться в регионе. В связи с этим растущая привлекательность среднего профессионального образования и выбор выпускниками составной образовательной стратегии (в вуз через СПО) имеют потенциал для удержания молодежи в регионе. При этом основным «выталкивающим» фактором остается неудовлетворенность молодежи инфраструктурой малых городов, возможностями построения карьеры, организации досуга и современных коммуникаций. Важную роль играют и шаблоны миграционного поведения, связанные со стереотипом «столичной успешности», поддерживаемые в сознании школьников референтными группами – родителями, педагогами. Результаты исследования имеют практическую значимость для корректировки молодежной и образовательной региональной политики
Ключевые слова
миграционные настроения, миграционные намерения, территориальная идентичность, образовательная стратегия, «выталкивающие» и удерживающие факторы