Современные вызовы российской экономике в связи с международными санкциями обозначили потребность в развитии инновационного потенциала предприятий на основе роста инновационной активности персонала. Инновационная активность требует изменения системы подготовки специалистов, в том числе в сфере среднего профессионального образования. Но в современной теории инноватики, социологических исследованиях субъектной составляющей инновационной деятельности и в реальной хозяйственной практике рабочие и специалисты среднего звена почти не рассматриваются как субъекты инноваций. Образовательные программы среднего профессионального образования также не ориентированы целевым образом на формирование инновационных компетенций. Поэтому большую роль в подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования для инновационной экономики играют практико-ориентированные формы обучения. Взаимодействие учреждений профессионального образования с работодателями, имеющими опыт инновационной деятельности, транслирующими его в образовательный процесс, способствует формированию инновационной культуры студентов. Большим потенциалом в этом отношении обладают образовательно-производственные центры (кластеры), создаваемые в ходе реализации федерального проекта «Профессионалитет». Характеристика возможностей образовательно-производственных кластеров в формировании инновационной культуры студентов среднего профессионального образования является целью исследования. Проведена декомпозиция инновационной культуры студентов; на основании анкетного опроса студентов определено состояние готовности к инновационной деятельности; выделены факторы, влияющие на результативность формирования инновационной культуры в рамках образовательно-производственных кластеров. Примененные методологический подход и инструментарий могут быть использованы при осуществлении исследований инновационной культуры студентов, специалистов среднего звена и рабочих, а также для адаптации форм и программ подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования к потребностям инновационной экономики
Ключевые слова
инновационная активность, среднее профессиональное образование, инновационное поведение, инновационная культура, образовательно-производственный кластер, федеральный проект «Профессионалитет»