Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
02.06.202006.2020с 01.01.2020
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Тенденции и особенности развития розничной торговли в регионе (информационно-статистический обзор)

Ворошилов Н.В.

Том 6, №1, 2020

Ворошилов Н.В. Тенденции и особенности развития розничной торговли в регионе (информационно-статистический обзор) // Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 1. URL: http://socialarea-journal.ru/article/28501 DOI: 10.15838/sa.2020.1.23.4

DOI: 10.15838/sa.2020.1.23.4

Целью статьи является оценка основных тенденций и проблем функционирования розничной торговли на региональном уровне и влияния этого вида экономической деятельности на развитие конкретного субъекта РФ. Исследование основывалось не только на данных статистики и информации о деятельности торговых сетей, но и на результатах анкетных опросов глав муниципальных образований и жителей города Вологды, проведенных в 2019 году, что позволило выявить качественные оценки данными субъектами ситуации в сфере торговли. Для достижения поставленной цели использованы такие научные методы, как экономический, статистический и компаративный анализ, методы обобщения и социологических исследований, монографический метод. В статье представлены данные о выручке, числе магазинов и количестве работников основных федеральных торговых сетей в России (Х5 Retail Group, Магнит, Дикси, Лента, Ашан, Metro, ОʹКей, Монетка, Глобус), краткая информация об основных региональных торговых сетях Вологодской области (Макси, Облпотребсоюз, Пищеторг, Вологодская корзинка, Золотой ключик, Северный градус). Показано, что основными тенденциями функционирования розничной торговли в России в последние годы являются активное развитие торговых сетей, быстрое расширение географии присутствия федеральных сетей, заметное сокращение доли продаж на розничных рынках на фоне быстрого роста числа гипермаркетов, супермаркетов и торгово-развлекательных центров. Среди опрошенных глав муниципальных районов примерно одинаковы доли тех, кто позитивно и негативно оценивает влияние торговых сетей на развитие муниципалитетов. На основе проведенного опроса жителей города Вологды показано, что они чаще всего посещают магазины «Макси», «Магнит» и «Пятерочка» (как правило, 2–3 раза в неделю). Результаты работы могут быть использованы в деятельности региональных и местных органов власти, а также служить базой для дальнейших научных исследований по данной тематике

Ключевые слова

вологодская область, муниципальные образования, розничная торговля, российская федерация, анкетный опрос, Вологодская область, Российская Федерация, федеральные и региональные торговые сети, субъект Российской Федерации

Полная версия статьи