Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
17.07.201907.2019с 01.01.2019
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Социальное самочувствие жителей Вологодской области в посткризисный период

Каминский В.С.

№5 (17), 2018

Каминский В.С. Социальное самочувствие жителей Вологодской области в посткризисный период // Социальное пространство. 2018. № 5 (17). DOI: 10.15838/sa.2018.5.17.2

DOI: 10.15838/sa.2018.5.17.2

Социальное самочувствие – социально-психологическое понятие, которое отражает применение междисциплинарного подхода при изучении социальных процессов и явлений. В отечественной науке сложилась традиция рассматривать социальное самочувствие как соотношение уровня притязаний, ожиданий и степени их реализации, как показатель успешности социальной адаптации к изменившимся условиям и ее результат. Обычно в структуре социального самочувствия выделяют эмоциональный и когнитивный компоненты. В разработке категории «социальное самочувствие» сохраняется немало нерешенных вопросов, что обусловливает необходимость дальнейшей научной разработки предмета исследования. Целью настоящей статьи выступило выявление факторов социального самочувствия в посткризисный период (2016–2017 гг.). В соответствии с авторской трактовкой, социальное самочувствие исследуется с помощью таких индикаторов, как личное настроение, запас терпения, удовлетворенность человека своей жизнью. В этом заключается основное отличие статьи от аналогичных работ по данной проблематике. В исследовании были применены такие методы, как анализ, обобщение, абстрагирование, социологический опрос. Были получены следующие результаты. Во-первых, несмотря на экономический кризис 2014–2015 гг., повлекший за собой негативные изменения в уровне жизни, социальное самочувствие жителей области остается стабильным. Ключевая причина, обусловливающая подобную ситуацию, лежит в плоскости психологии: люди привыкают жить в сложных экономических условиях. Такая адаптация таит в себе ряд угроз (ухудшение состояния физического здоровья, снижение трудового потенциала и т. д.). Во-вторых, анализ в разрезе социальных групп показал, что наибольшее воздействие на социальное самочувствие оказывает уровень дохода. Однако другие статусные характеристики личности (возраст, уровень образования, место проживания) также оказывают определенное влияние на социальное самочувствие. Ближайшая перспектива исследования: выявление влияния социального самочувствия жителей области на их политические установки

Ключевые слова

экономический кризис, мониторинг общественного мнения, социальное настроение, запас терпения, удовлетворенность жизнью

Полная версия статьи