Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
26.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Потребление алкоголя населением России: пространственные, возрастные и гендерные особенности

Вяльшина А.А.

Том 8, №1, 2022

Вяльшина А.А. (2022). Потребление алкоголя населением России: пространственные, возрастные и гендерные особенности // Социальное пространство. Т. 8. № 1. DOI: 10.15838/sa.2022.1.33.6 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29205

DOI: 10.15838/sa.2022.1.33.6

В статье представлен анализ пространственных, возрастных и гендерных различий в потреблении алкоголя населением страны. На базе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 1994–2019 гг. выявлен резкий скачок удельного веса потреблявших алкоголь во всех типах населенных пунктов в 2006 году, обусловленный ростом платежеспособного спроса. Показано, что горожане употребляют водку чаще, но в меньших разовых порциях по сравнению с жителями других населенных пунктов. Потребление самогона выше в малых городах и селах, где его пьют чаще и в больших разовых порциях. Чем меньше населенный пункт, тем больше за рассматриваемый период вырос удельный вес женщин, употреблявших алкоголь (от 33,4% в городах до 49,6% в поселках городского типа и 54,7% на селе). Доля выпивающих мужчин в городе выросла на 7,0%, на селе – сократилась на 4,8%. Возрастные особенности потребления связаны с преобладанием потребления пива и вина среди молодежи 18–25 лет с постепенным ростом удельного веса водки и самогона по мере увеличения возраста. Отмечено снижение возраста первой пробы алкоголя в каждом последующем поколении. Показано, что молодежь 18–25 лет чаще употребляет алкогольные напитки на улице, в парках и барах, зачастую до еды и без еды, в то время как лица более старшего возраста – дома и/или в гостях и во время еды. Выявлены основные модели потребления алкоголя («на радостях» и «с горя») и их гендерные особенности в населенных пунктах разной людности. Полученные результаты могут служить основой для дифференциации мер борьбы с злоупотреблением алкоголя, нацеленных на различные социально-демографические группы населения

Ключевые слова

потребление алкоголя, удовлетворенность жизнью, возрастные группы, пространственные различия, гендерные различия

Полная версия статьи