Важной предпосылкой развития гражданского общества в современной России является стабильное функционирование системы межсекторного партнерства (власти – бизнеса – общества). Участие в нем «третьего сектора» (граждан и некоммерческих организаций) призвано сыграть определяющую роль в принятии государством решений, влияющих на экономическое и социальное развитие, становление демократии в целом. В последние годы предприняты усилия для развития гражданского (общественного) контроля, осуществляемого гражданским обществом в лице его институтов, прежде всего – общественных палат и общественных советов. Результаты исследования Института социально-экономического развития территорий РАН показывают, что препятствиями во взаимодействии власти и общества являются патерналистские настроения большинства населения, иждивенчество и неверие в собственные силы. Пассивность граждан приводит к ситуации, когда институты и механизмы общественного контроля создаются по инициативе органов государственной власти федерального и регионального уровней. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на рост гражданской активности. Не способствует воспитанию инициативных граждан и деятельность средств массовой информации, отдающих приоритет развлекательному контенту и формированию положительного имиджа органов власти и политических лидеров. Проблемами органов общественного контроля, существующих при властных структурах, являются ограниченные возможности и недостаток квалификации их членов (особенно на региональном и местном уровнях). Поэтому в настоящее время они не оказывают серьезного влияния на деятельность государственных органов и их структурных подразделений. Для преодоления проблемной ситуации требуется воля и открытость самих органов власти, воспитание гражданской активности населения и повышение уровня подготовки лиц, осуществляющих общественный контроль
Ключевые слова
государство, гражданское общество, общественные палаты, общественные советы, гражданское участие, средства массовой информации, общественный контроль