Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
06.10.202410.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социогуманитарные исследования"

Профессионально-образовательная траектория современного старшеклассника (по результатам фокус-групповых интервью в Москве и Подмосковье)

Кошкин А.П., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А.

Том 9, №4, 2023

Кошкин А.П., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А. (2023). Профессионально-образовательная траектория современного старшеклассника (по результатам фокус-групповых интервью в Москве и Подмосковье). Т. 9. № 4. DOI: 10.15838/sa.2023.4.40.9 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29830

DOI: 10.15838/sa.2023.4.40.9

Цель исследования – выявить профессионально-образовательные траектории современных школьников, роль субъектов и факторов, оказывающих влияние на выбор профессии и вуза. Эмпирической базой выступили данные социологического исследования в формате фокус-групп, реализованного Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова по теме «Молодежь: современные вызовы и новые возможности» в 2022 году. Авторы развивают идеи о необходимости осознанного выбора профессии и вуза школьниками, изменения содержания и качества профориентационной работы в образовательных учреждениях. Результаты исследования показали, что обучение в вузе как ступени высшего профессионального образования является приоритетом для всех целевых групп: старшеклассников, их родителей и учителей. При этом наличие высшего образования в представлениях целевых аудиторий не гарантирует успешное трудоустройство и жизненный успех. Таким образом, у целевых аудиторий отсутствует единый образ будущего выпускника школ. Отмечено дистанцирование от старшеклассников агентов профориентации – учителей-предметников и классного руководителя, хотя и школьники, и их родители показали запрос на информацию от школы. Выявлено, что определенная доля профориентационных мероприятий проходит формально, без учета индивидуальных запросов ребенка, особенно малоэффективны профориентационные тесты. Родители в данной системе зачастую действуют ситуативно. Установлено, что главными факторами, которыми руководствуются школьники и их родители при выборе вуза, выступают атмосфера, способствующая реализации личностного, профессионального, творческого потенциала ребенка, его интересов, и преподавательский состав, обеспечивающий эту атмосферу. Предлагаемый методологический подход и инструментарий позволяют планировать будущие исследования по проблематике формирования старшеклассника как субъекта профессионально-образовательной траектории, который способен к осознанному выбору профессионально-образовательной траектории. Пока выбор любимой профессии подменяется у многих стихийным процессом по выбору ЕГЭ, вуза и направления подготовки в зависимости от проходного балла, финансовых и коммуникационных возможностей родителей

Ключевые слова

профессиональная ориентация, родители, вуз, старшеклассник, школа, профессионально-образовательная траектория, учителя

Полная версия статьи